Специалисты сошлись во мнении о необходимости индивидуализации тарифов для каждого автомобилиста
«ОСАГО как вид страхования показал свою необходимость, сейчас на руках у водителей уже 49 млн полисов и многие граждане имеют возможность получить возмещение вреда здоровью или автомобилю. Есть и претензии к этому виду страхования. В ходе парламентских слушаний обсуждалось, что зачастую многие граждане имеют трудности с приобретением полиса ОСАГО, говорят о навязывании дополнительных услуг при покупке полиса. Но мы в ходе дискуссий определились с направлениями нашей работы. Это и необходимость усилить контроль за страховщиками, чтобы обеспечить доступность полисов, увеличение штрафов для страховщиков за недобросовестное ведение дел в части ОСАГО. Но было и самое главное предложение — создать такую систему расчета стоимости полисов, чтобы добросовестные водители платили меньше, а «злостные» нарушители — больше. Мы сейчас уже готовим соответствующие законопроекты для урегулирования этих вопросов», — сказал глава комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков, открывая очередные обсуждения реформы.
«У нас сегодня в России 52 млн легковых и 6 млн грузовых автомобилей. Мы должны понимать, что этот вопрос очень важен», — сказал он.
«Мы сделали многое для решения проблем в ОСАГО. Уже был введён приоритет натурального возмещения (за первое полугодие было урегулировано 120 тысяч убытков), электронный полис ОСАГО (сейчас 50% полисов продается онлайн), период охлаждения. Банк России по итогам девяти месяцев отмечает снижение жалоб на страховщиков и ОСАГО в частности. Но сегодняшняя система регулирования тарифов не может называться «справедливой», — отметил он.
«Сегодня в рамках существующей системы не очень аккуратный двадцатилетней житель, например, Краснодарского края, не имеющий стажа вождения и управляющий дорогой машиной, у которой мощность равняется 249 лошадиных сил, должен был бы платить в среднем 26 750 рублей справедливого тарифа. Но правила сегодня позволяют установить цену не более 14 200 рублей. Но в то же время аккуратный водитель без транспортных происшествий с большим стажем вождения и автомобилем в 88 лошадиных сил должен платить только 3 242 рубля, а у него минимальная возможная граница тарифного коридора равняется 5 918 рублям. Можно бы было бы снизить для него цену, но не получается. То есть второй водитель платит за первого», — привел пример Владимир Чистюхин.
«Мы провели исследование, которое было связано с анализом мировой практики работы ОСАГО в разных странах. Во всех странах происходило изменение тарифа, и опыт европейских государств показывает, что после первой пары лет реформы, стоимость подобных страховок снижалась. Мы собрали достаточно большой объем информации с устройств, которые были установлены на автомобилях и отслеживали поведение водителя. Исследование проводилось три года на 10 тысячах автомобилей. И могу с уверенностью сказать, что примерно 10-15% граждан несут ответственность за подавляющую долю аварийности. Индивидуализация тарифа — это тема насущная и назревшая, и она просто необходима», — привел данные исследования заведующий кафедрой «Фондовые рынки и финансовый инжиниринг» РАНХиГС, профессор Константин Корищенко.
«Страховое сообщество было активно включено в процесс совершенствования ОСАГО с самого начала. Проводились многочисленные и постоянные консультации с Банком России и Минфином, в результате которых мы пришли к тому, что рынку нужна индивидуализация тарифов. Это абсолютно правильная идея. Стабилизация и справедливый тариф обозначают, что 80% автомобилистов, которые водят аккуратно, получат такой же тариф, как и существует сейчас, либо еще ниже, 20% водителей заметят его увеличение, и 5%, которые больше всех нарушают ПДД, получат значительные рост цены полиса. Эти коэффициенты мы рассчитываем вместе с ГИБДД и МВД. Расширение тарифного коридора — это не самая важная часть реформы. Новый расчет коэффициента «бонус-малус» поможет снизить количество поступаемых регулятору жалоб еще на 30-40%, так как он будет устанавливаться один раз в год и иметь минимальное значение. Мы согласны с ЦБ РФ, что молодые водители в среднем попадают в аварии чаще. И, действительно, по нашим подсчетам автомобилисты 60-65 лет являются самыми хорошими водителями, и мы будем вместе с органами власти настаивать на том, чтобы полис для таких автомобилистов стал дешевле», — прокомментировал президент РСА Игорь Юргенс.
«Существует стратегия, утверждённая правительством РФ, где ОСАГО и другим видам страхования уделено особое внимание. Стратегия говорит, что мы должны уйти от обязательных видов, а прийти к тому, чтобы гражданин сам страховал свою автогражданскую ответственность. Мы должны говорить сейчас не об ужесточении контроля и норм, а о либерализации. Процесс отмены обязательного страхования — это процесс достаточно долгий, но законопроект о либерализации станет первым этапом. Предлагается целый ряд мер по либерализации. Первое – более широкое применение страховщиками страховых тарифов в рамках тарифного коридора. Следующее – увеличение фокуса на индивидуальные подходы автовладельцев, чтобы компании могли более точно устанавливать страховые тарифы для каждого отдельно взятого клиента. Люди должны платить столько, сколько составляет их конкретный риск. Необходимо поэтапно исключать коэффициенты, которые зависят непосредственного от транспортного средства. Мы должны страховать водителя в большей степени, чем транспортное средство. Но сейчас говорить о том, что полис должен быть оформлен конкретно на гражданина или на транспортное средство не очень правильно. Все эти меры направлены на то, чтобы страховой тариф был справедливый. Данные предложения, я надеюсь, в скором времени поступят на рассмотрение в Государственную думу», — заявил заместитель министра финансов Алексей Моисеев.
«Если говорить о тех изменениях, которые готовятся как реформа ОСАГО, то я думаю, что есть консенсус между ЦБ РФ и Минфином, и мы этот консенсус поддерживаем по основным ключевым позициям, которые сводятся к тому, что невиновный не должен платить за виновного. А также должны в перспективе, в будущем, отменяться территориальные коэффициенты, реформироваться система коэффициентов, расширяться коридор», — сказал заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров.
«Я думаю, все поддерживают идею, когда недобросовестные водители, я их называю «маргиналы», должны платить больше тех, кто не совершает аварии по своей вине. Это абсолютно логично. И если посмотреть на систему страхования в других странах, то мы увидим то же самое, и это не вызывает ни у кого аллергии. Если человек не привык себя вести на дороге сдержано и правильно, он должен платить за свои ошибки. А сейчас мы таких людей спонсируем: тех, кто пьет за рулём, нарушает ПДД. Это абсолютно несправедливо. Я предлагаю поддержать предложения ЦБ РФ и РСА в части дифференциации тарифа и продолжить реформу в сторону персонального тарифа», — заявил координатор движения «Общество синих ведёрок» Пётр Шкуматов.
Если реформа по либерализации ОСАГО не будет заторможена очередными обсуждениями и новыми депутатскими запросами, ее планируется начать в 2019 году. Прежде всего будет расширен тарифный коридор на 20% вверх и вниз, изменен расчет коэффициентов «бонус-малус» и «возраст-стаж», это поможет более тщательно применять страховой тариф для каждого гражданина. На втором этапе в 2019-2020 годах планируется поэтапно отказаться от территориального коэффициента и коэффициента мощности автомобиля, а ввести новый, который будет рассчитываться по стилю вождения и зависеть от количества нарушений ПДД. После 2021 года тариф может быть полностью индивидуализирован.
- 8 ноября 2018
- Автор: Пресс-служба Информационного проекта «ОСАГО: общественная экспертиза»
- Версия для печати
Более ста тысяч россиян читают наши новости ежедневно! Присоединяйтесь и вы – подписывайтесь на нас: Яндекс Новости | Google News | ВКонтакте | Одноклассники
Комментарии 0