
С 1 февраля в Хабаровске цена проезда на автобусных маршрутах № 6, 10, 14–1, 21–1, 24–1, 25, 25–1, 31, 40 и 73 вырастет до 57 рублей. Перевозчики ООО «Оператор», ООО «Ефимов», ООО «Вираж» и ООО «Автотранспортное предприятие Владивосток» направили в администрацию города уведомления о повышении стоимости проезда.
Как утверждают перевозчики, данная мера является вынужденной. Увеличение стоимости проезда связано с ростом цен на топливо, запчасти и расходные материалы, а также с необходимостью индексации заработной платы сотрудников. Согласно законодательству, предприниматели и транспортные компании, работающие на маршрутах с нерегулируемым тарифом, имеют право самостоятельно устанавливать стоимость проезда.
Иван Новиков, исполняющий обязанности руководителя группы компаний «Пять Звезд», пояснил, что разложить стоимость билета на составляющие несложно. Он отметил, что с 1 января 2025 года для субъектов малого предпринимательства, включая перевозчиков, вводится НДС в размере 5%. Это означает, что из 57 рублей, уплачиваемых за билет, 2 рубля 85 копеек пойдут на уплату этого налога. Кроме того, 5% от стоимости уходит на эквайринг — плату, которую банки берут за обслуживание транзакций через платёжные терминалы, используемые для оплаты проезда. Таким образом, еще 2,85 рубля от стоимости билета также идут на эти расходы.
Новиков добавил, что заправка автобуса обходится в среднем в 30% от собранных средств, что составляет 17 рублей. На зарплату водителя автобуса с положенными по закону отчислениями уходит еще 20 рублей, в итоге компании остается всего 13 рублей.
Он также отметил, что их компания активно обновляет автобусный парк, средний срок службы их машин составляет менее пяти лет. По его словам, нельзя упрекнуть их в том, что они не уделяют внимание этому вопросу, учитывая, что на 13 рублей с билета они обновляют парк. При этом рост стоимости автобусов за последние годы составил почти двукратный: если в 2021 году можно было купить автобус менее чем за 10 миллионов рублей, то сейчас его себестоимость приблизилась к 18 миллионам.
В следующем году, чтобы выполнить конкурсные обязательства, компания планирует приобрести еще шесть автобусов, поэтому оставшиеся от продажи каждого билета 13 рублей необходимо полностью направить на обновление парка.
Тем не менее, зарплата водителей растет опережающими темпами. По словам Ивана Новикова, водители сейчас находятся в числе самых высокооплачиваемых профессий в Российской Федерации, однако на городских автобусах их по различным причинам все равно не хватает. Согласно опросу ТГ-канала «Общественный транспорт», 73% руководителей транспортных предприятий назвали проблему дефицита водительских кадров самым важным событием 2024 года.
Начальник отдела организации регулярных перевозок управления промышленности, транспорта и связи Хабаровска Анатолий Игнатенко объяснил, что их компания, как организаторы пассажирских перевозок в Хабаровске, проводит открытые конкурсы на право осуществления перевозок, выдает свидетельства и карты маршрутов. В соответствии с нормами 220-го Федерального Закона установлены два вида перевозок: по регулируемым и нерегулируемым тарифам.
Регулируемый тариф устанавливается раз в год комитетом по ценам и тарифам правительства Хабаровского края и не может изменяться в течение года. На 2025 год установлен дневной тариф — 37 рублей и вечерний — 40 рублей, который будет действовать на хабаровских трамваях и троллейбусах МУП «Городской электротранспорт».
Автобусные маршруты в Хабаровске обслуживаются предпринимателями, которые осуществляют свою деятельность по нерегулируемому тарифу и по закону имеют право самостоятельно устанавливать стоимость проезда без согласования с органами местного самоуправления. Однако они должны направлять в мэрию уведомление об изменении стоимости проезда с приложением пояснительной записки, в которой объясняются причины повышения.
Анатолий Игнатенко также упомянул, что 18 декабря в постановление было внесено изменение, согласно которому перевозчики теперь должны направлять уведомления не за 30, а за 15 дней. Соответствующая информация размещается и в салонах автобусов.
У мэрии нет полномочий вмешиваться в ценообразование, однако вся информация о повышении стоимости проезда аккумулируется и направляется в Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю для проверки.
Игнатенко прокомментировал, что там анализируют, имеет ли место дублирование маршрутов, существует ли сговор, обосновано ли повышение цен и дают свою оценку.
Материалы, касающиеся повышения стоимости проезда в этом году, были направлены в региональную антимонопольную службу. Ведомство сообщило, что ведется работа по проверке соблюдения всех норм законодательства, и в случае выявления нарушений будут приняты необходимые меры.
Каждый второй и четвертый понедельник месяца в администрации Хабаровска проходят встречи с руководителями транспортных предприятий, на которых обсуждаются все актуальные вопросы. Мэрия призывает перевозчиков воздержаться от повышения цен, в то время как перевозчики приводят свои доводы для очередного увеличения стоимости, ссылаясь на инфляцию всех своих затрат.
Информация об изменении стоимости проезда на городских автобусах размещается на официальном сайте администрации Хабаровска в разделе управления промышленности, транспорта и связи. Она доступна для всех.