Общество

Десятки тысяч спам-звонков заблокировали операторы связи для жителей Хабаровского края

Борьба с кибермошенничеством и работа по обеспечению цифровой безопасности проводятся по президентскому нацпроекту.

Одна из ключевых задач президентского нацпроекта “Экономика данных и цифровая трансформация государства” заключается в борьбе с кибермошенничеством и обеспечении цифровой безопасности, как сообщили в министерстве цифрового развития Хабаровского края. Ведомство провело анализ количества и тематики нежелательных звонков, поступивших жителям региона в первые три месяца текущего года. В целом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, число таких звонков увеличилось в три раза, при этом март оказался самым “надоедливым” месяцем.

Министр цифрового развития и связи Хабаровского края Евгений Демин отметил, что спам-звонки не несут никакой полезной информации, отнимают время и в ряде случаев могут представлять угрозу цифровой безопасности. Он добавил, что на федеральном уровне реализуется комплекс мер по защите граждан. Параллельно операторы связи внедряют собственные решения, и у всех крупных компаний уже действуют сервисы, которые определяют и блокируют потенциально нежелательные вызовы.

Сервисы операторов “большой четверки” автоматически определяют и блокируют нежелательные вызовы от потенциальных мошенников и назойливых рекламных служб. Например, у МТС работает сервис “Защитник”, у t2 – технология “Антиспам”, у билайна – “Антиспам-защита”, а у МегаФона – “Определитель спама”. Пользователи могут активировать эти сервисы в личных кабинетах или через мобильные приложения.

По данным МТС, за первые три месяца 2025 года было заблокировано почти 12,5 тысячи спам-звонков для жителей Хабаровского края. В списке лидеров оказались банки, финансовые организации, коллекторы, а также страховые компании и представители услуг связи. Общая длительность этих разговоров превысила 3 миллиона минут, что эквивалентно почти 6 годам жизни, сэкономленных жителям региона. Рост числа спам-звонков составил треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Директор МТС в Хабаровском крае Наталья Экшенгер выразила сожаление по поводу того, что количество нежелательных звонков абонентам растет в геометрической прогрессии, и аналитика это регулярно подтверждает. Она подчеркнула, что это не только спам и надоедливая реклама, но и потенциально опасные звонки. По ее словам, сейчас антиспам-сервис блокирует вызовы потенциальных мошенников, однако с каждым днем способы злоумышленников становятся все более изощренными. Поэтому важно всегда включать критическое мышление и не поддаваться на уловки звонящих по телефону незнакомцев.

По поручению Президента РФ Владимира Путина был разработан пакет мер, направленный на борьбу с киберпреступностью. Соответствующий документ был подписан 1 апреля 2025 года и содержит комплекс из почти 30 мер.

Кроме того, в мае этого года на портале Госуслуг был запущен новый сервис “Жизненная ситуация”, предназначенный для защиты граждан от интернет-мошенников. Он предназначен как для тех, кто уже столкнулся с мошенниками в сети, так и для пользователей, желающих повысить свою цифровую грамотность и обезопасить себя. Сервис объединяет все доступные на портале Госуслуг инструменты противодействия злоумышленникам, включая самозапрет на кредиты, возможность проверки своей кредитной истории, оформленных сим-карт, информацию о подозрительном звонке и подачу жалобы о вредоносном ресурсе.

Также планируется, что этим летом федеральный пакет мер безопасности будет расширен: вступят в силу новые ограничения, направленные на борьбу со спам-звонками и телефонным мошенничеством. Это станет очередным шагом в системной работе по обеспечению цифровой безопасности россиян и снижению числа преступлений, совершаемых с использованием средств связи.

Back to top button