Хабаровский край попал в первую двадцатку российских регионов с высокой инвестиционной привлекательностью. По итогам первого полугодия текущего года объем привлеченных инвестиций в основной капитал в Хабаровском крае превысил 246,4 миллиардов рублей, сообщает корреспондент портала PROkhab.ru.
Этот обзор подготовлен специалистами Национального рейтингового агентства. В формировании рейтинга учитывались 55 показателей, разделенных на семь факторов, таких как география и ресурсы, кадры, инфраструктура, объем рынка, промышленный потенциал, институциональная среда и состояние бюджета. А сами регионы были разделены на девять групп, объединенных в три категории (высокая, средняя и умеренная привлекательность для инвесторов). В группу с высокой инвестиционной привлекательностью попали 29 регионов, в том числе Хабаровский край. Еще 39 регионов попали в группу со средней, а 17 регионов – в группу с умеренной привлекательностью для инвесторов.
Если говорить про Хабаровский край, то по итогам первой половины текущего года объем привлеченных инвестиций в основной капитал превысил 246,4 миллиардов рублей, увеличившись на 38,4% по сравнению с первой половиной прошлого года. А если считать статистику за первые девять месяцев 2024 года, то за это время в экономику региона было вложено около 400 миллиардов рублей. Соответственно, по итогам всего текущего года общий объем притока инвестиций ожидается в районе 520 миллиардов рублей, что будет на 14,5% больше, чем было в прошлом году. При этом, Хабаровский край попал в число всего лишь семи российских регионов, которые в этом году пополнили группу с высокой инвестиционной привлекательностью, войдя в ТОП-20 всероссийского рейтинга.
Такой резкий рост Хабаровского края, равно как и еще трех дальневосточных регионов (Камчатский край, Приморский край и Амурская область) в этом федеральном рейтинге, эксперты связывают, прежде всего, с масштабным «разворотом России на восток», выгоду от которого получают как раз регионы Дальнего Востока, а также с реализацией крупнейших проектов и улучшением делового климата. Благодаря этому в текущем году в Хабаровском крае и ряде других дальневосточных регионов увеличились грузооборот, загрузка портов и железнодорожных магистралей. Все это произошло за счет переориентации всех транспортных путей и резкой активизации торговли России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Кроме того, около 70% из общего объема вложенных в экономику Хабаровского края инвестиций приходится на три крупнейших проекта. Это строительство Малмыжского горно-обогатительного комбината производительностью 90 миллионов тонн руды в год (это проект ООО «Амур Минералс»), расширение Восточного полигона «РЖД» и строительство Тихоокеанской железной дороги вместе с морским портом Эльга (реализацией этого проекта занимается ООО «УК «Эльгауголь»). Также свой заметный вклад в общий рост внесли и такие средние по масштабу инвестиционные проекты, как многофункциональный комплекс «Brosko Volna» и медицинский центр «Академия здоровья» в городе Хабаровске и горно-обогатительная фабрика «Геопроминвест» в Солнечном районе.
Помимо этого, правительство Хабаровского края во главе с губернатором Дмитрием Демешиным много сделало для улучшения делового климата в регионе. В частности, всем инвесторам в Хабаровском крае доступен самый широкий спектр преференций и стимулирующих мер, главными из которых являются льготные режимы территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток, а также налоговый вычет для инвесторов и другие местные меры поддержки инвесторов. Кроме того, в этом году по поручению Дмитрия Демешина в Хабаровском крае начался перезапуск процесса сопровождения всех инвесторов. По указу губернатора за каждым ключевым инвестпроектом закреплен кто-то из его заместителей или министров краевого правительства, которые лично курируют реализацию этого проекта.
Более того, власти региона совершенно не собираются сбавлять обороты. Так, в следующем году на территории Хабаровского края планируется реализовать 15 крупных инвестиционных проектов, в том числе будут запущены Малмыжский горно-обогатительный комбинат, Тихоокеанская железная дорога и вторая автоклавная линия Амурского гидрометаллургического комбината. Помимо этого, вскоре начнется освоение российской части Большого Уссурийского острова. На первом этапе там планируется построить грузопассажирский пункт пропуска через государственную границу России и Китая, а также дорогу от него до существующего автомобильного моста через Амурскую протоку. По планам, через новый пограничный переход на Большом Уссурийском острове будет проходить до 1,3 миллионов тонн грузов и до 1,5 миллионов человек в год.
В завершение хочется добавить, что Хабаровский край за счет географического положения на границе России и Китая сегодня является одним из ключевых флагманов масштабного разворота нашей страны на восток. В Хабаровском крае есть Транссиб и БАМ, морские и речные порты, федеральные автодороги, Амур и выход к Тихому океану, крупнейший на Дальнем Востоке аэропорт в Хабаровске и большая сеть газопроводов и нефтепроводов. Все это привлекает инвесторов регион. Зная это, губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин делает серьезную ставку на активную работу с инвесторами, предлагая им более выгодные условия, чем в других дальневосточных регионах. И такой рост Хабаровского края в важном федеральном рейтинге говорит о правильности этого курса.