16:55 | 18 мая, 2024

Хабаровск, ты не один: дефицит бензина и рост его стоимости зафиксирован по всей стране

Причем, эта кризисная ситуация обусловлена не только какими-то субъективными факторами, но и вполне объективными экономическими причинами.
Хабаровск, ты не один: дефицит бензина и рост его стоимости зафиксирован по всей стране фото 2
Проблема дефицита топлива и роста его стоимости, возникшая в конце января в Хабаровском крае, носит общефедеральный характер и не является уникальной. Причем, она вызвана отнюдь не только какими-то субъективными местными факторами, но и имеет вполне объективные экономические обоснования.

Осенью прошлого года под влиянием различных экономических факторов в мире начал резко расти спрос на нефть и моторное топливо, что, соответственно, привело к росту мировых цен на нефть, зафиксированных, как известно, в долларах. В связи с этим, а также с текущим довольно низким курсом рубля по отношению к доллару и другим ведущим мировым валютам, российским оптовым продавцам топлива стало выгоднее сбывать его на внешнем рынке, продавая за границу, нежели на внутреннем, потому что в таком случае они получали больше прибыли. Так же выгодна такая ситуация была и для федерального бюджета РФ, так как она приводила к росту поступлений в казну от продажи нефти. Однако, такое масштабное перенаправление потоков сырья и готового моторного топлива за границу привело к тому, что внутри России возник дефицит бензина, что незамедлительно вызвало рост его стоимости для российских потребителей и перебои в его поставках на АЗС для дальнейшей розничной продажи.

Для выхода из этой кризисной ситуации правительство РФ увеличило нормы обязательных объемов продажи бензина на российской бирже с 10% до 11%. Однако, эта мера не помогла решить возникшую проблему, лишь немного стабилизировав биржевые цены. Не смог исправить ситуацию и механизм демпфера, который был призван через сборы с нефтяников с помощью налоговой ставки регулировать потоки топлива, направляемые на внешний и внутренний рынки. Вообще, в теории государство должно компенсировать нефтяным компаниям часть их финансовых потерь от продажи топлива внутри страны через демпфер, но в январе этого года именно нефтяные компании заплатили по этому механизму в российский бюджет.

В результате всего этого во многих регионах России, причем расположенных в самых разных ее частях, возникли перебои с поставкой топлива, а стоимость бензина в розничной продаже выросла. В частности, такие проблемы в конце января — начале февраля 2021 года были зафиксированы, помимо Хабаровского края, в Татарстане, Москве, Приморском крае, Новосибирской области, Забайкальском крае и Амурской области. Соответственно, в такой ситуации становится очевидно, что плановая модернизация Хабаровского нефтеперерабатывающего завода не была единственной причиной, приведшей к возникновению топливного кризиса в нашем регионе. Этому, очевидно, способствовали и другие факторы, имеющие объективное экономическое обоснование. И везде региональные власти никак не смогли кардинальным образом повлиять на эту ситуацию ввиду отсутствия у них таких полномочий.

Например, в начале февраля 2021 года казанский портал «Бизнес.Онлайн» сообщал о том, что «в условиях дефицита топлива на внутреннем рынке его оптовая цена превысила розничную, и автозаправочные станции работают в убыток, а их сотрудники выдвигают требования властям». В своих требованиях розничные АЗС республики Татарстан указывали на необходимость увеличения производства бензина внутри страны. По информации издания, особенно тяжелая ситуация сложилась в регионах, куда моторное топливо поступает с удаленных от них нефтеперерабатывающих заводов.

Также, по данным «Московского комсомольца», дефицит топлива и стремительный рост цен на бензин возник и в Новосибирской области. Благодаря более короткому «транспортному плечу» розничная продаже моторного топлива в этом регионе не была полностью парализована, однако ощутимая нехватка бензина там все равно возникла. Такие же ситуации случились в Забайкальском крае и в Амурской области — на местных «барахолках» даже появились объявления о продаже бензина по цене в 100 рублей за 1 литр. Губернатору Приамурья Василию Орлову даже пришлось обращаться к местным жителям с просьбой запастись терпением и отложить дальние поездки. Кроме того, многочасовые очереди и отсутствие популярных марок бензина несколько недель подряд отмечались и в Приморском крае. Местные автомобилисты, даже приехав на АЗС в 2 часа ночи, обнаруживали там очередь из нескольких десятков машин.

Все это говорит о том, что кризисная ситуация, возникшая в Хабаровском крае, оказалась совсем не уникальной в масштабе всей нашей страны. И решить возникшую проблему моментально краевые власти физически никак не могли. Во-первых, у них для этого не было никаких реальных полномочий и рычагов влияния на эту ситуацию, а, во-вторых, быстрому прекращению топливного кризиса препятствовали объективные экономические причины, которые невозможно решить «по щелчку пальца». Однако, несмотря на все это, врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев направил вице-премьеру РФ Александру Новаку ряд предложений, призванных улучшить ситуацию со снабжением нашего региона топливом и не допустить его дефицита и увеличения стоимости на розничных АЗС. И принятые по инициативе главы Хабаровского края меры позволили быстро стабилизировать ситуацию в двух главных городах региона.

Причиной увеличения цен на бензин во многих городах России стал рост цен на нефть на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Дело в том, что длительное время стоимость нефти на этой бирже была относительно невысока, и, чтобы поддержать экспортеров нефти, российские власти снизили пошлины на нее.

Сейчас же, когда в мире снова вырос спрос на нефть, в дело наверняка включатся федеральные власти и увеличат экспортную пошлину на нефть, что позволит перенаправить потоки топлива на внутренний рынок. Это позволит избежать дефицита бензина и роста цен на внутреннем рынке.

Ссылки по теме

Комментарии 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)