05:26 | 19 октября, 2024

Решить проблему доступности ОСАГО в регионах поможет либерализация тарифов

Активисты «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) провели мониторинг, направленный на выявление проблем с доступностью полисов ОСАГО. Его результаты показали, что продажи обязательной «автогражданки» в электронном виде заметно повлияли на доступность ОСАГО, хотя проблема пока сохраняется в точках «живых» продаж в некоторых регионах.

Возможность купить полис ОСАГО онлайн привела к тому, что региональными лидерами по продажам е-ОСАГО стали бывшие «проблемные» регионы: Свердловская, Новосибирская, Воронежская область и Приморский край. Только за Iквартал 2018 года в них суммарно было продано 1 млн 306 тыс. электронных договоров ОСАГО, что по этим регионам уже превышает показатели за весь 2017 год.

Несмотря на видимые улучшения, в ряде регионов зафиксированы отдельные случаи нарушений, связанные с недобросовестностью сотрудников на местах. Самые распространённые из них – навязывание дополнительных услуг в виде страхования жизни, имущества и здоровья (63,3%), «обязательный» платный техосмотр у страховщика (39,4%) и плата за «помощь в оформлении е-ОСАГО» (24,5%). Мониторинг ОНФ показал, что наибольшее число проблем с ОСАГО наблюдается в Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Адыгее и Бурятии.

Выявленные проблемы в регионах являются следствием низкой рентабельности этого вида страхования. Российский Союз Автостраховщиков опубликовал финансовые результаты компаний, согласно которым рентабельность по ОСАГО с 2003 по 2017 годы при допустимом в соответствии с Законом об ОСАГО уровне в 5% составила всего 0,7%. В ряде регионов размер выплат превышает размер страховых премий в несколько раз. Именно убыточность по этому виду страхования заставляла компании уходить с рынка ОСАГО.

Улучшить ситуацию в регионах может инициатива ЦБ РФ, направленная на либерализацию тарифов ОСАГО. Действующие сегодня тарифы и система расчета стоимости полиса не позволяет страховым компаниям устанавливать адекватные рынку цены. Реформа будет проводиться поэтапно, что позволит наблюдать за реакцией рынка на изменения. Так, на первом этапе предполагается расширение тарифного коридора на 20% вверх и вниз. Также будет изменен принцип расчета КБМ – он будет учитываться раз в год и будет увеличено количество коэффициентов «возраст/стаж». Вместо действующих 4 ступеней, понижающих тариф водителя с увеличением его возраста и стажа, будет введено 50 ступеней.

«Результаты опроса показали, что, несмотря на вполне предсказуемое негативное отношение к реформе ОСАГО, более 20% автовладельцев понимают ее объективную необходимость. Это достаточно весомое подтверждение того, что не только рынок, но и рядовые автомобилисты понимают, что повышение лимита выплат и существенный рост цен на запчасти неизбежно отразится на стоимости полиса ОСАГО. Показательно, что граждане хотят от реформы большей справедливости и защищенности для потребителя»,прокомментировал член Центрального штаба Общероссийского народного фронта, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.

«Страховые компании обязаны иметь возможность осуществлять выплаты по страховым случаям, и для того, чтобы компенсировать убытки, связанные с аварийной ездой малоопытных водителей и лихачей, в текущей ситуации им приходится устанавливать практически одинаковую стоимость ОСАГО для всех. Получается, что принцип, когда «каждый платит за себя» не работает. Инициатива ЦБ направлена как раз на то, чтобы расчет полиса ОСАГО стал более индивидуализированным. Это позволит устанавливать справедливую цену, учитывающую интересы всех участников этого рынка. В этом случае молодые водители с малым стажем будут платить за ОСАГО больше, а опытные и безаварийные водители – гораздо меньше. Кроме того, опыт европейских стран показывает, что в большинстве случаев в результате либерализации тарифы ОСАГО снижаются, потому что включаются рыночные механизмы и появляется настоящая конкуренция», считает начальник отдела методологии Российского Союза Автостраховщиков Михаил Порватов.

Справка

Мониторинг «Общероссийского народного фронта» охватил все федеральные округа и 46 регионов РФ и состоял из опросов и посещений точек продаж полисов ОСАГО. Всего в мониторинге приняли участие 2 тыс. 345 человек: автовладельцы, представители таксопарков и владельцы мотоциклов.

Ссылки по теме

Комментарии 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)