19:31 | 22 октября, 2024

Крупные проекты вызвали приток инвестиций в Хабаровском крае - эксперт

Речь идет о строительстве Тихоокеанской железной дороги, морского порта Эльга, Малмыжского ГОКа, второй очереди БАМа и увеличения добычи угля.
Фото: официальный сайт правительства Хабаровского края Фото: официальный сайт правительства Хабаровского края
Реализация масштабных инфраструктурных проектов стала главной причиной резкого роста инвестиций, вложенных в экономику Хабаровского края в этом году. В частности, речь идет о строительстве Тихоокеанской железной дороги, морского порта Эльга, Малмыжского горно-обогатительного комбината, второй очереди Байкало-Амурской магистрали и увеличения добычи угля в Ургальском бассейне. Об этом в ходе разговора с корреспондентом портала PROkhab.ru заявил бывший депутат Законодательной думы Хабаровского края, эксперт в сфере экономики и строительства Юрий Матвеев.

Накануне губернатор Хабаровского края Дмитрий Демешин дал интервью телеканалу «Россия 24», в котором рассказал о том, что за первую половину текущего года в экономику Хабаровского края поступило почти 300 миллиардов рублей в качестве инвестиций, что на 20% больше по сравнению с прошлым годом. И, как отметил Юрий Матвеев, такой рост инвестиций объясняется, в первую очередь, реализацией многих крупных инфраструктурных проектов в Хабаровском крае.

— За счет чего мы достигли резкого притока инвестиций? Во-первых, это частная Тихоокеанская железная дорога, в строительство которой вложено очень много средств. Во-вторых, это морской порт Эльга, который построен с нуля на берегу Охотского моря. В-третьих, у нас сейчас заканчивается строительство второй «ветки» БАМа. Первую «ветку» этой магистрали мы строили с 1974 по 1982 год, а вторую «ветку» мы построили практически за три года. На нее были выделены огромные деньги, — рассказал Юрий Матвеев.
По его словам, развитие БАМа связано с тем, что именно на Восточный полигон «РЖД» в данный момент легла вся основная нагрузка на транспортную отрасль России. Если еще три года назад по Восточному полигону «РЖД», по словам Юрия Матвеева, перевозилось 120 миллионов тонн грузов, то в прошлом году эта цифра достигла уже 177 миллионов тонн. Все это везется по Транссибу и БАМу к морским портам Дальнего Востока, перегружается там на корабли и по морю отвозится в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Кроме того, по его словам, на рост инвестиций также повлияло строительство крупного Малмыжского горно-обогатительного комбината в Нанайском районе. В частности, по словам эксперта, туда подвели газопровод, провели с одного берега Амура на другой линию электропередачи, построили подстанции и сети. Свою роль сыграло и увеличение объема добычи угля в Ургальском бассейне. В то же время, собеседник агентства видит возможность существенно увеличить и без того приличный объем инвестиций за счет развития деревопереработки, рыбопереработки и сельского хозяйства в Хабаровском крае.

— Мы еще не вложили достаточно средств в развитие лесной и рыбной отрасли, сельского хозяйства. Мы вот стали ловить больше 500 тысяч тонн рыбы, а рыбопереработка у нас толком не развивается. Или взять лесопереработку. Мы за последние 30 с лишним лет привыкли пилить деревья и продавать «кругляк» за границу. Мы даже ясень, липу и другие широколиственные породы дерева не обрабатываем, а продаем в Китай. А почему мы не можем перерабатывать этот лес сами, ведь переработанная древесина стоит в четыре-пять раз дороже, — заявил Юрий Матвеев.
Аналогичная ситуация, по его словам, складывается в сельском хозяйстве. Все последние годы местные аграрии начали активно выращивать сою, продавая ее затем в Китай примерно по 25 тысяч рублей за тонну. А китайцы, по словам Юрия Матвеева, затем перерабатывают эту сою и продают соевую муку за 150-170 тысяч рублей, зарабатывая серьезную прибыль. То же самое и с добычей рыбы и других морских ресурсов. По мнению эксперта, это никуда не годится, и вместо продажи за бесценок ресурсов нужно налаживать их переработку, чтобы затем продавать уже готовую продукцию.

При этом, специалист связывает большие надежды со строительством частной Тихоокеанской железной дороги и морского порта Эльга, потому что они, по его мнению, позволят начать освоение богатейших северных районов Хабаровского края, в которых хранятся огромные природные богатства. Раньше добыча там не велась из-за отсутствия транспортной доступности, а сейчас ситуация в этом плане начала меняться с появлением железной дороги и морского порта Эльга.

Прокомментировал Юрий Матвеев и слова Дмитрия Демешина о том, что рост промышленности в Хабаровском крае составил 3,8%, что в 1,5 раза больше, чем в среднем по стране, а также о том, что сегодня на обрабатывающий сектор промышленности в структуре экономики Хабаровского края приходится более 75%. По его словам, это обусловлено особенностью производственной отрасли Хабаровского края, которая представлена, в основном, обрабатывающими предприятиями — авиастроительным заводом, двумя судостроительными и двумя нефтеперерабатывающим заводами, металлургическими комбинатами.

— Наша промышленность испокон веков развивалась с уклоном на различные отрасли машиностроения. Это авиастроение и авиаремонт, судостроение и судоремонт. Кроме того, у нас есть два крупных нефтеперерабатывающих завода, есть металлургический и гидрометаллургический комбинаты. То есть в Хабаровском крае доля обрабатывающей промышленности всегда была очень большой, и так всегда будет, потому что так у нас исторически сложилось. Так что тут губернатор все правильно сказал. Единственное, что хотелось бы, чтобы были возрождены такие наши обрабатывающие заводы, как «Дальэнергомаш», «Амуркабель», «Амурлитмаш», «Дальдизель», «Дальпродмаш» и другие наши предприятия, — сообщил Юрий Матвеев.

Добавим, что в структуре экономики Хабаровского края также огромную роль играет горнодобывающая отрасль, а именно добыча золота, платины и других драгоценных металлов, добыча олова, меди, угля, руды. Разумеется, немалую роль играет лесная и рыбная отрасли, транспортно-логистическая отрасль, а также строительство, малый бизнес и сельское хозяйство.

Ссылки по теме

Комментарии 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)