23:14 | 19 мая, 2024

Эксперты: Дегтярев намерен вернуть Хабаровскому краю центральное место в ДФО

Для этого глава региона занимается развитием экономики региона, привлечением инвестиций и реализацией крупных инфраструктурных проектов.
Эксперты: Дегтярев намерен вернуть Хабаровскому краю центральное место в ДФО фото 2

Михаил Дегтярев твердо настроен вернуть Хабаровску статус столицы Дальнего Востока, а краю — утраченное лидерство на Дальнем Востоке. Такие оценки высказывают эксперты, анализируя первые итоги работы главы региона на своём посту, сообщает корреспондент портала PROkhab.ru.

После развала СССР, в кризисные 1990-ые и тучные 2000-ые годы Хабаровский край, руководимый тогдашним губернатором Виктором Ишаевым, по всем параметрам был однозначным лидером среди всех регионов российского Дальнего Востока, а город Хабаровск в те годы был полноправной столицей ДФО, как юридически, так и фактически. Наш город в те годы, особенно в благополучные «нулевые», развивался семимильными темпами, повсюду стояли башенные краны, по всему городу строились жилые дома, социальные объекты, медицинские центры, спортивные арены, дороги, развязки, торговые, административные и развлекательные центры, культурные и религиозные заведения, заводы и фабрики.

Кроме того, огромные деньги были вложены при правлении Виктора Ишаева в благоустройство Хабаровска, особенно его центральной части — буквально на глазах преображались улицы, парки, площади, набережные, Пруды, бульвары, скверы. Все это сопровождалось бурным ростом региональной экономики и наличием в Хабаровске большого количества крупных компаний различного профиля, которые в те годы работали по всему Дальнему Востоку. А столичный статус Хабаровска в рамках ДФО в то время, помимо всего выше перечисленного, подчеркивал тот факт, что именно здесь тогда проводились различные форумы, конгрессы, саммиты и другие мероприятия общедальневосточного масштаба.

Но все изменилось в начале неспокойных 2010-ых годов, когда к власти в Хабаровском крае вместо отправленного в отставку Виктора Ишаева пришел Вячеслав Шпорт, а внимание федерального центра одновременно с этим перекинулось с Хабаровска на Владивосток, в котором было принято решение провести саммит АТЭС в 2012 году, попутно построив в этом городе и его окрестностях (в первую очередь, на острове Русском) «под саммит» масштабную инфраструктуру, которой там раньше никогда не было — Дальневосточный федеральный университет, мосты, дороги, развязки, аэропорт, театр оперы и балета, хоккейную арену, жилые дома и многое другое. Разумеется, в строительство всех этих объектов федеральный центр вложил сотни миллиардов рублей из федерального бюджета.

А в Хабаровском крае в то время под руководством Вячеслава Шпорта никаких масштабных проектов, аналогичных приморскому, не было и близко. Конечно, что-то в Хабаровске и других населенных пунктах края строилось, благоустраивалось, какие-то проекты успешно запускались, но это были совсем не те масштабы, что при Викторе Ишаеве, и на фоне стремительного развития Владивостока Хабаровск в те годы начал заметно деградировать и сдавать свои лидерские позиции южному соседу. В итоге, уже в середине 2010-ых годов пошли активные разговоры о переносе столицы Дальнего Востока из Хабаровска во Владивосток, которые были реализованы указом президента РФ Владимира Путина в декабре 2018 года.

Недовольство жителей Хабаровского края политикой Вячеслава Шпорта, приведшей к деградации нашего региона и проигрышу в соперничестве с Приморьем, вылилось в его сокрушительное поражение на выборах губернатора в сентябре 2018 года и приход к власти в Хабаровском крае Сергея Фургала, который сходу начал обещать вернуть региону утраченное лидерство и величие, а также критиковать предыдущее руководство Хабаровского края, чем быстро завоевал популярность среди населения. Однако, реальные итоги его деятельности оказались прямо противоположны обещаниям — столица ДФО ушла из Хабаровска во Владивосток как раз при правлении Сергея Фургала, почти все крупные стройки в Хабаровском крае, начатые при Вячеславе Шпорте, были фактически «заморожены» при Сергее Фургале, а ни одного нового значимого проекта «народный губернатор» за почти два года так и не смог запустить, занимаясь больше собственным пиаром, чем реальными делами.

Но все изменилось, когда в июле 2020 года Сергей Фургал был арестован и отправлен в отставку, а на пост главы Хабаровского края был назначен Михаил Дегтярев. Прибыв в бунтующий на тот момент регион, он сразу же абстрагировался от политики и начал плотно заниматься экономикой и решением хозяйственных проблем края, а также выстраиванием разрушенных за два предыдущих года отношений нашего региона с федеральным центром. Причем, Михаил Дегтярев сразу озвучил свою главную цель — вернуть Хабаровскому краю былое величие и возвратить Хабаровску статус столицы Дальнего Востока. А для выполнения этой амбициозной задачи глава региона начал активно продвигать реализацию в вверенном ему регионе различных крупных проектов, способствующих привлечению в краевую экономику серьезных инвестиций.

При Михаиле Дегтяреве были запущены проекты модернизации горнолыжных комплексов «Хехцир» и «Холдоми», реанимированы ранее «замороженные» объекты вроде многочисленных строек Долгосрочного плана развития города Комсомольска-на-Амуре, защитных дамб в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, автомобильной трассы «Обход Хабаровска», реконструкции парковой зоны стадиона имени Ленина в Хабаровске, международного аэропорта Хабаровска и многих других. Кроме того, благодаря выстроенным Михаилом Дегтяревым конструктивным взаимоотношениям с федеральным центром в Хабаровский край снова начали поступать десятки миллиардов рублей из федерального бюджета, за счет которых удалось резко взвинтить темпы расселения граждан из аварийного фонда, решения проблемы обманутых дольщиков, строительства дорог и других объектов.

А главный и самый масштабный проект, который в перспективе может принести бюджету Хабаровского края сотни миллиардов рублей поступлений ежегодно и обеспечить прорывное развитие нашего региона — это развитие Большого Уссурийского острова как особой зоны трансграничного сотрудничества России и Китая. Для этого на российской части острова необходимо провести берегоукрепительные работы, чтобы его больше не топило во время наводнений, построить там грузопассажирский пограничный пункт пропуска и создать на острове всю необходимую инфраструктуру для китайских и российских туристов — гостиницы, кафе, рестораны, развлекательные объекты, торговые центры, музеи, экопарки и многое другое. Кроме того, Михаил Дегтярев предложил создать на Большом Уссурийском острове полноценный Иннополис, то есть масштабный технологический и инновационный центр на границе России и Китая, этакий аналог знаменитой Кремниевой долины, расположенной в американской Калифорнии, который будет привлекать всех талантливых молодых людей со всей России и из-за границы. Обо всем этом Михаил Дегтярев рассказал президенту РФ Владимиру Путину во время их встречи в Москве в феврале 2021 года.

Стоит сказать, что местные эксперты позитивно оценивают такие амбициозные проекты Михаила Дегтярева и его команды, считая их вполне реальными. Но для их реализации, по мнению хабаровского политолога, профессора и директора экспертно-аналитического центра «Клуб регионов» Евгения Чадаева, новому главе региона придется настроить работу своей управленческой команды таким образом, чтобы она умела и хотела эффективно работать с бизнесом.

— Вопрос политической столицы Дальнего Востока я выношу за скобки, он важен чисто для статуса, но никакого реального преимущества городу не дает. А что касается экономического лидерства, то для его обеспечения необходимо менять подход к работе с бизнесом. Ведь что нужно бизнесу от власти? Ему нужны гарантии, что все необходимые документы будут оформляться быстро и без проблем, земельные участки под строительство будут выделяться так же быстро и легко, с подключением к сетям не будет проблем, административного давления не будет. Если все эти условия соблюдены не будут, то бизнес отсюда уйдет туда, где они соблюдаются. Бизнесу без разницы, где работать, во Владивостоке или в Хабаровске, ему важны условия, преференции и отношение к нему со стороны власти. Во время правления Вячеслава Шпорта в Хабаровском крае была сплошная волокита и бюрократия, различные согласования длились бесконечно, отношение к бизнесу было плохим, условия его работы здесь были невыгодными, и в результате бизнес ушел от нас в другие регионы. А чтобы его сейчас вернуть, Михаилу Дегтяреву и его команде нужно просчитывать каждый крупный проект от и до, существенно сократить сроки сопровождения всех проектов и принять нормальные законы, обеспечивающие стабильную работу бизнеса в Хабаровском крае, — рассказал Евгений Чадаев.

Также политолог объяснил, почему в 1990-ых и 2000-ых годах Виктору Ишаеву федеральный центр давал крупные средства на строительство различных важных объектов, а в 2010-ых годах перестал это делать, переправив бюджетные потоки во Владивосток. А заодно эксперт прокомментировал амбициозную идею Михаила Дегтярева о масштабном развитии Большого Уссурийского острова, способного стать главным драйвером экономики Хабаровского края.

— Дело в том, что Виктор Ишаев со своей командой умел быстро и эффективно осваивать деньги, которые ему давал федеральный центр под какие-то проекты. К примеру, он просил у Москвы миллиард рублей на строительство больницы, ему его давали, и через год-полтора, в назначенные сроки больница была готова. Потом он снова просил денег на другие объекты, и ему их опять давали, потому что видели, что он их тратит эффективно и быстро. А в последние годы что мы видим? Дали нам миллиарды на развитие Комсомольска, и где толк? Столько лет прошло, половина объектов завалена, ничего толком не построено, деньги потрачены, а часть из них вернулась обратно в федеральный бюджет… Поэтому и перестали нам давать деньги в больших масштабах. А если наши чиновники снова научатся их быстро и эффективно осваивать, как это было при Викторе Ишаеве, тогда и давать снова начнут, потому что толк от этого будет. А что до развития Большого Уссурийского острова, то там нужно проводить берегоукрепительные работы, после чего создавать там какую-то особую льготную трансграничную территорию вроде ТОР или особой экономической зоны и осваивать его вместе с Китаем в плане логистики. Китаю будет очень выгодно возить свои грузы в Европу через Хабаровск, так как это на 1 000 километров короче, чем через Владивосток. Наше выгодное географическое расположение в центре Дальнего Востока и на границе с Китаем играет нам на пользу, как и Китаю, и это нужно использовать, — заявил Евгений Чадаев.

Подводя итог, можно сказать, что на протяжении последних 10 лет Хабаровский край планомерно терял свои лидерские позиции на Дальнем Востоке. Еще в 2000-ых годах при Викторе Ишаеве наш регион значительно опережал Приморский край и другие субъекты ДФО по всем параметрам, являясь на тот момент непререкаемым лидером Дальнего Востока, но в последние годы Хабаровский край упустил свое лидерство Приморью и сейчас выступает в качестве догоняющего. Произошло это из-за того, что руководство Хабаровского края при Вячеславе Шпорте и Сергее Фургале вместо попыток запустить в нашем регионе крупные проекты и поднять местную экономику, привлечь крупные федеральные инвестиции, возможно, выбрало путь стагнации и почивания на лаврах предыдущих заслуг Хабаровского края, что и привело к деградации региона и потере им столичного статуса.

Со своей стороны, Михаил Дегтярев, ранее немало проработавший на федеральном уровне, прекрасно понимает, что нужно делать для возвращения Хабаровскому краю утерянных лидерских позиций и былого величия. Для этого необходимо снова вывести наш регион в лидеры по экономическому росту и деловой активности, а для этого, в свою очередь, нужно создать все необходимые условия и запустить несколько масштабных инфраструктурных проектов, которые позволят поднять краевую экономику. Напомним, что еще летом минувшего года, общаясь с протестующими на площади имени Ленина в Хабаровске, Михаил Дегтярев заявлял о необходимости и неизбежности возвращения статуса столицы Дальнего Востока в Хабаровск. И анализ работы правительства нашего региона показывает, что оно действует именно в направлении достижения этой цели, попутно решая другие проблемы, усугубление которых когда-то и привело к административному ослаблению Хабаровского края.

Ссылки по теме

Комментарии 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)