07:26 | 19 октября, 2024

В Комсомольске начнёт работать уникальная для Дальнего Востока Инженерная школа

Несколько лет назад губернатор Хабаровского края выступил с инициативой создать в Комсомольске Инженерную школу. Благодаря его настойчивости этот проект вошёл в Долгосрочный план развития города Юности, разработанный по заданию Владимира Владимировича Путина. И вот детище губернатора близко к завершению. В этом году уникальное учебное заведение начнёт свою работу.

О том, как будет устроено обучение в новом образовательном учреждении, внештатный корреспондент газеты «Дальневосточный Комсомольск» Алексей Ларин поговорил с Петром ЧЕРЁМУХИНЫМ, который с июня этого года официально занимает пост директора школы.

— Какие классы в этом году набирает школа?

— Набираем четыре пятых класса, два шестых, два седьмых и один восьмой класс. В перспективе пятых классов будет два. Но сейчас было много заявлений от детей этого возраста, и так как мы в этом году не набираем 9-11 классы, то решили взять четыре пятых. Всего наберём 230 учеников. В перспективе проектная мощность инженерной школы — 400 учеников.

— А от 9 — 11-х почему отказались в этот раз?

— 9-е и 11-е не стали набирать, потому что это выпускные классы, им сдавать ЕГЭ, и, если учеников перед экзаменами вырвать из родной школьной среды и привычного процесса, мы рискуем навредить детям.

Но дальше всё выравняется: будет по два пятых класса и по три десятых.

— По какому принципу сюда отбирали учеников?

— Мы собрали специальную городскую комиссию, в которую вошли учителя высшей категории и методисты городского методического центра. Они разработали секретное вступительное задание. Причём каждый учитель делал своё задание, отдавал в управление образования администрации города, там их уже компоновали. Дальше всё, как на ЕГЭ: вынесли в конвертах, раздали детям, всех протестировали. После тестирования с каждым было собеседование, разбирали задачи, объясняли ошибки.

Задачи, кстати, все были практического плана. Например, для пятого класса нужно было рассчитать количество керамических плиток для облицовки стены определённой площади.

— Говоря об инженерной школе, часто упоминают концепцию так называемого сквозного образования, когда профориентация начинается уже с дошкольного возраста, потом переходит в младшие классы, далее старшая школа, потом техникум или вуз и, наконец, реальное производство. С этой точки зрения, получается, что вы оказались наиболее удобным претендентом на эту должность: вами разработана программа по робототехнике для младших классов, к вам же эти дети сюда в итоге и придут, и вам уже заранее понятно, с каким он должны быть багажом знаний и навыков.

— Всё верно. Уже сейчас, набирая детей на учёбу, мы видим, что для большей их части инженерный профиль не в новинку, они чем-то таким занимались, имеют определённое представление и достижения в разных сферах технического творчества.

— В чём наша Инженерная школа будет уникальной в масштабах страны?

— Уникальных вещей будет много. Так, если говорить о техническом обеспечении инженерной школы, то, например, уникальным оборудованием здесь сможет похвастаться голографический класс. Это такое оборудование, которое позволит детям изучать внутреннее строение клеток, механизмов в 3D. Каждый стол будет оборудован 3D-монитором, 3D-очками, специальным программным обеспечением. То есть можно будет виртуально разбирать на составные части какой-то механизм, смотреть, как он устроен, моделировать и так далее.

Плюс важно, что к нам географически близко находится Комсомольский государственный университет, что полезно для совместной деятельности. У нас с КнАГУ уже есть ряд запланированных совместных проектов. Например, в ноябре будет проходить ежегодный Технофест. И школа станет одной из площадок проведения этого мероприятия.

Помимо вуза есть Губернаторский авиастроительный колледж, детский технопарк «Кванториум», заводы — то есть мы можем выстроить уникальную комплексную территориальную систему, которую в других городах сложно себе представить.

— Касаемо Комсомольского госуниверситета: была информация о том, что ученики инженерной школы будут ходить туда на уроки технологии.

— И не только. Здесь предполагается несколько модулей. В перспективе у нас планы выйти на инновационную деятельность, возможно, на какую-то экспериментальную программу. На сегодняшний день предмет «Технология» будет устроен следующим образом:

— 3D-моделирование;

— проектная деятельность, которая будет реализована с привлечением педагогов детского технопарка «Кванториум»;

— занятия на базе вуза.

Пока у нас достигнута договорённость именно с педагогическим университетом, потому что там есть факультет, на котором готовят учителей технологии. То есть, если брать образовательную часть предмета «Технология», то мы выходим именно на базу АмГПГУ. А если брать внеурочную деятельность — робототехнику, 3D-моделирование, то здесь мы выходим на базу технического вуза. И получается, что мы будем работать в связке сразу с двумя университетами.

— Как в общих чертах устроена учебная программа и где именно в ней сделаны акценты на инженерное направление?

— У нас есть три части учебного плана:

1. Инвариантная — это те часы конкретных предметов, которые заложены в учебный план; эта часть не меняется и должна быть реализована в полном объёме.

2. Вариативная — более гибкая, её каждая школа определяет самостоятельно с учётом своей профилизации. Мы всю свою профилизацию направляем на математику, физику, информатику, то есть на точные науки. И школа может самостоятельно управлять этим вариативным запасом часов.

3. Плюс в соответствии с образовательным стандартом сейчас в каждую школу введена внеурочная деятельность. Это пять направлений: общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное, духовно-нравственное, социальное. Те направления, которые мы относим к техническим, определяются как общеинтеллектуальные. И мы должны выдать ученикам все пять, то есть они все у нас будут. Но в первую очередь основной упор мы делаем на общеинтеллектуальное направление — сюда относятся и робототехника, и 3D-моделирование, и прототипирование, и программирование.

— Что будут собой представлять непрофильные внеурочные направления?

— В спортивном направлении это, например, будет секция самбо. В общекультурном блоке — организация работы школьного музея, школьной библиотеки, проекты по истории города, предприятий. Социальное направление — это волонтёрство.

— Как набирался преподавательский состав? Есть ли список преподавательского состава?

— На протяжении всего срока, пока школа строилась, управление образования собирало резюме тех педагогов, которые хотели бы сюда поступить на работу. Но нужно понимать, что, если человек давно работает в какой-то школе, у него есть определённые успехи, то менять место работы ему может быть некомфортно. Однако нашлись амбициозные преподаватели, которые имеют высшие квалификационные категории. И после собеседования с ними подписали соглашения о намерениях. Но поскольку пока это только соглашение о намерениях, мы официально таких списков нигде разместить не можем: точной даты начала работы школы у нас нет, люди пока продолжают трудиться на прежних местах, и, чтобы не вызывать никаких конфликтных ситуаций (например, с их сегодняшним руководством), мы держим это пока в тайне.

— Есть какие-то дефицитные направления, на которые было сложно найти учителей?

— Нет, ни с кем проблем не было.

— Вопросы не педагогического персонала — медкабинет, столовая и т.п. — тоже уже решены?

— Мы уже заключили соглашение с детской городской больницей, которая нам выделит сотрудника, он начнёт обслуживать детей сразу, как только школа откроется.

То же самое с работниками столовой. Мы решили, что будет слишком сложно в первый же год начинать с нуля и образовательную деятельность, и обслуживание в столовой. Поэтому обеспечивать нашу столовую будет МУП «Комбинат школьного питания №2». Они предоставят заведующего производством, повара, посудницу и техничку.

— Если смотреть на вакансии наших предприятий, то там чаще требуются не инженеры, а условные слесари. В то же время инженерная школа сейчас набирает 230 учеников, а в перспективе по 400. Какова, по вашим оценкам, потребность города или края в инженерных кадрах?

— В случае со школой мы говорим не о профессиональном инженерном образовании, а пока об основном общем. Поэтому здесь основная цель — это разносторонне развитые, технически грамотные выпускники, имеющие навыки проектной деятельности. У нас основной упор будет сделан не столько на изучение теоретического материала, сколько на применение знаний на практике. То есть проектная деятельность будет проходить сквозной нитью через весь образовательный процесс — как урочный, так и внеурочный. И человек, который может применить свои знания на практике, мне кажется, будет востребован всегда. А если говорить именно об инженерных кадрах, то сегодня это инноваторы. От людей, которые будут приходить на предприятия в дальнейшем, будет требоваться уже не умение чертить и читать чертежи, а способность управлять огромными сложными системами, способными заменить десятки рабочих. Это уже цех автоматической клёпки фюзеляжей, где нет ни одного клёпальщика, а есть автоматизированная система, которой управляет один оператор. И он должен иметь полное понимание механической части и программной, уметь среагировать, если какая-то из этих частей дала сбой. То есть стоит задача подготовки таких высококвалифицированных кадров, которые получат азы той же робототехники, ещё учась в школе.

Ссылки по теме

Комментарии 0

Зарегистрируйтесь или войдите, чтобы оставить комментарий (сейчас комментариев: 0)