Модель выборов глав муниципалитетов депутатами позволяет не пустить во власть случайных людей
— Я абсолютно согласен с этой инициативой районных депутатов, что муниципалитеты должны иметь возможность самостоятельно выбирать один из двух вариантов выбора глав муниципальных образований. Везде ситуации разные, где-то больше подходят прямые выборы, а где-то назначения глав депутатами местных представительных органов власти. Но в большинстве случаев, как мне кажется, больше подходит второй вариант с назначением глав депутатами, потому что в таком случае будет действовать тройной фильтр, и на пост руководителя какого-то муниципального образования в таком случае никогда не попадет случайный человек. Это очень актуально, потому что сейчас, к сожалению, такие случаи возникают достаточно часто. Иногда на прямых выборах выигрывает абсолютно непрофессиональный человек, популист или кандидат, который просто раскидывается лозунгами. И вот такой неадекватный руководитель будет возглавлять то или иное муниципальное образование целых пять лет, а это очень долгий срок. Особенно, если два срока подряд, то есть 10 лет, данный пост будет занимать подобный человек. На мой взгляд, это трагедия, — заявил Алексей Маслов, глава Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края.
— Если взять конкретный пример из нашего Верхнебуреинского района, то недавно прошли прямые выборы главы поселка Новый Ургал. Там живет 6 500 человек. При этом, явка избирателей на этих выборах была 18%, из которых всего то ли 350, то ли 380 человек проголосовали за того кандидата, который в итоге победил и стал главой этого поселка. То есть всего лишь 4,5% от всех местных жителей выбрали главу целого крупного поселка на ближайшие пять лет. Ну разве это демократические выборы, которые отражают волю большинства граждан? И очень часто бывает, что на таких прямых выборах победу одерживают люди, которые не имеют ни необходимой квалификации, ни желания что-то делать для развития своих населенных пунктов, а занимают этот пост они для того, чтобы удовлетворить какие-то свои политические амбиции. А еще некоторые кандидаты, которым по 60 и более лет, зачастую приходят на такие должности, чтобы просто досидеть на них до пенсии. У них, может, есть определенный авторитет в обществе и опыт, но жизненной энергии уже мало, а в наше время руководитель должен быть активным и мобильным, находясь в зрелом возрасте. И снять таких некомпетентных руководителей практически невозможно, потому что процедура снятия очень сложная и на практике почти невыполнимая, — рассказал Алексей Маслов.
— А если руководителей муниципальных образований будут назначать местные депутаты, которых выбрали люди на прямых выборах, то при таком варианте голосования будет действовать тройной фильтр, который не даст попасть во власть случайным и некомпетентным руководителям. На первом этапе все кандидатуры будут обсуждаться общественностью. На втором этапе собирается межведомственная комиссия, и на третьем этапе того или иного главу будут выбирать депутаты, избранные народом. То есть, на мой взгляд, нужно либо использовать такую схему с назначением, либо переходить на электронное голосование на тех онлайн-порталах, на которых мы в последнее время выбираем территории для благоустройства, лучшие дворы и так далее. И если в таком случае за любого кандидата проголосует процентов 80 избирателей, то тогда будет понятно, что его выбрало реальное большинство местных жителей. А когда руководителя выбирают 4,5%, то разве это демократические выборы? И сейчас целый поселок будет пять лет ждать, что же у них будет происходить при таком главе. А у них ничего не будет происходить, потому что выбранный ими человек, на мой взгляд, не является компетентным руководителем, — сказал Алексей Маслов.
— Также не стоит забывать, что организация и проведение прямых выборов требует достаточно больших бюджетных денег, особенно если район большой и разбросанный. И в таком случае у нас на одной чаше весов находятся такие очень демократические выборы, на которые приходит очень мало людей, а на другой — несколько социальных объектов, которые можно было бы отремонтировать за эти деньги. На мой взгляд, такие выборы — это пустая трата бюджетных денег, которые можно потратить на более важные для людей вещи. И еще один момент — нередко на прямых выборах к власти в поселках приходят люди, которые не умеют и не хотят заниматься решением местных проблем и хозяйственной деятельностью, а в своей предвыборной кампании они используют общеполитические лозунги, привлекая этим на свою сторону какую-то часть избирателей. Но на уровне муниципалитетов нужно решать чисто хозяйственные и бытовые вопросы, а не заниматься политической борьбой. И в таких ситуациях нередко возникают конфликты между такими руководителями и районной властью. Да и сами люди, видя через какое-то время некомпетентность выбранного ими руководителя, приходят за помощью к главе района. Но он тут мало что может сделать, ведь они сами выбрали себе такого главу поселка или села. А если глав будут назначать депутаты с учетом мнения районной администрации, то за таких руководителей ответственность перед жителями будет нести, в том числе, и глава района, — заключил Алексей Маслов.
Противники такой инициативы, в свою очередь, приводят аргумент, что только при прямых выборах власть избирают сами люди, что отвечает базовым принципам демократии. Однако, в альтернативном варианте местных чиновников будут избирать депутаты, которых, в свою очередь, избрали сами люди на прямых выборах, и эти парламентарии представляют их интересы в представительных органах власти. Соответственно, в таком случае граждане, избирая депутатов, будут делегировать им право не только принимать законы, но и выбирать местных руководителей, основываясь на предпочтениях своих избирателей.
- 18 ноября 2021
- Версия для печати
Более ста тысяч россиян читают наши новости ежедневно! Присоединяйтесь и вы – подписывайтесь на нас: Яндекс Новости | Google News | ВКонтакте | Одноклассники
Комментарии 0